Почему нам не нравится наш голос в записи: физиология, технологии и психология
Каждый из нас, наверное, хоть раз слышал свой голос в записи и испытал некоторое недоумение и даже отторжение. Почему же так происходит? Мы рассмотрим три аспекта, которые могут влиять на то, как мы воспринимаем свой голос в записи.
Физиология
В первую очередь, нужно учитывать особенности физиологии человека. Звук - это серия колебаний, звуковые вибрации. Наш голос, который рождается связками, вызывает вибрации в дыхательном потоке и усиливается резонаторами. К последним относятся бронхи, трахея, гортань, ротовая полость, носовые ходы и другие полости тела, обогащающие голос красками. С помощью языка и губ вибрации формируются в звуки и слова.
Во-первых, мы слышим свой голос по воздуху - так же, как все внешние звуки. Затем звук выходит из ротовой полости и по воздуху достигает нашего наружного уха, переходит в среднее и потом во внутреннее ухо, где уже преобразуется в импульсы и передается в головной мозг. Это называется воздушным звукопроведением.
Во-вторых, мы воспринимаем вибрации своего голоса через кости и ткани. При костном звукопроведении звуковая волна минует систему среднего уха и передается непосредственно во внутреннее ухо. Слушая себя в записи, мы уже не можем воспринимать вибрации через кости, и некоторые низкочастотные компоненты колебаний голосовых связок теряются. Получается, что в записи мы слышим как будто одну звуковую дорожку вместо двух.
Технологии
Второй аспект - это возможности звукозаписывающего устройства. Аппаратура невысокого качества может легко улавливать середину голоса и высокие частоты, но низкие она ловит не очень хорошо. Поэтому в записи голос будет казаться более высоким.
Хороший, качественный микрофон обладает высокой чувствительностью и ловит все частоты. Но он и стоит дороже. Так что стоит всегда учитывать, на какое устройство вас записывали, и делать на это скидку.
Психология
Третий аспект - психологический. У каждого из нас есть некий образ собственного «я». Мы представляем себя определенным образом, а снаружи порой слышим совсем не то, и это бывает настолько непривычно, что может вызывать отторжение.
Американские психологи Сьюзан М. Хьюз и Марисса А. Харрисон провели на эту тему два исследования. В рамках первого эксперимента 2010 года участникам надо было послушать множество разных голосов и найти свой. Они знали, что их голос в записи будет, и 93% респондентов определяли свое звучание безошибочно. Участники второго эксперимента не знали, что их голос будет среди записанных. Более того, эти голоса им надо было оценивать: насколько они убедительны, красивы, выразительны и т. д. Когда люди не знали, что их голос есть в предложенной коллекции, они оценивали свое звучание очень даже неплохо. Так что, возможно, дело в том, что мы предъявляем излишние требования к себе.
В заключение, можно сказать, что каждый человек имеет свои особенности восприятия своего голоса в записи. Но стоит учитывать физиологические особенности, качество звукозаписывающего устройства и психологические аспекты, чтобы получить более объективную картину своего голоса.