Алкоголь назвали проводником в загробный мир майя
Ученые исследовали органические остатки на каменных зернотерках и керамических сосудах, извлеченных из гробниц в древнем городе Копан. Химический анализ показал, что майя использовали в качестве подношений алкоголь, полученный на основе кукурузы с добавлением маниока и перца чили. По мнению исследователей, в представлениях майя чича или атоле помогали умершим добираться в загробный мир. Результаты исследования опубликованы в Journal of Anthropological Archaeology.
Целенаправленным изготовлением алкоголя люди занялись с переходом к производящему хозяйству, то есть в эпоху неолита. Однако до прихода европейского населения многие коренные американцы не были знакомы с алкоголем, особенно в Северной Америке. В то же время в некоторых культурах ему отводилась значимая роль. Так, индейцы уари использовали пиво для расширения своего влияния в Перу, а у ацтеков вовсе существовало несколько богов пьянства. Мезоамерика с ее развитым сельским хозяйством оказалась центром производства и использования алкогольных напитков, которые включались в различные религиозные комплексы. По мнению исследователей, серьезное влияние на культуру пития в Центральной Америке оказали майя, которые производили целый ряд напитков похожих на пиво и вино, например, бальче, чичу или атоле.
На западе Гондураса находился один из крупнейших городов майя, исследования которого начались еще в XIX веке. Он возник в первых веках до нашей эры (изначально город не был связан с майя) и просуществовал вплоть до конца VIII — начала IX века нашей эры, когда в целом цивилизация майя пришла в упадок. В период своего расцвета Копан служил резиденцией правителей, а также центром царства Шукууп, существовавшего в V–IX веках. Сегодня руины древнего города внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Археологи обнаружили здесь остатки многочисленных сооружений, в том числе дворцово-храмового комплекса, стадиона, предметы искусства, а также погребения местной знати.
Ran Chen et al. / Journal of Anthropology Archaeology, 2021
Жань Чэнь (Ran Chen) из Стэнфордского университета совместно с учеными из Гондураса, Китая и США исследовала с помощью палеоботанических методов шесть керамических сосудов из Копана, относящихся к позднему классическому периоду. Все находки были сделаны в 2018 году в ходе раскопок погребений. Кроме того, ученые отобрали для анализа четыре зернотерки (два маноса и два метатеса), раскопанных в жилых районах.
В образцах ученые обнаружили четыре типа крахмалов, относящихся к просовым (Panicoideae), стручковому перцу (Capsicum), маниоку (Manihot esculent) и корнеплодам. На керамике содержалось 188 гранул крахмала, из которых 174 удалось идентифицировать. На зернотерках — 32, из которых идентифицируемыми признаками обладали 22 гранулы. Самые распространенные крахмалы относятся к первому типу (n = 176). Структура этих органических остатков подсказала исследователям, что они были выделены из кукурузы (Zea mays). Более того, часть гранул оказалась повреждена из-за процесса ферментации.
Крахмалы второго типа (n = 8) относятся к перцу чили. Остатки третьего типа (n = 7) сопоставимы с маниоком, а четвертого (n = 5) — с разными корнеплодами, таксономию которых установить не удалось. Ученые также обнаружили 386 фитолитов на зернотерках и 59 на керамических сосудах, большинство из которых также относятся к кукурузе.
Прошлые исследования допускали, что алкоголь играл важную роль в пиршествах майя, связывая тело и душу, а также людей и богов. Кроме того, выпивка могла поддерживать душу в ее путешествии в загробный мир. Исследование керамических сосудов из гробниц соотносится с этим предположением. Примечательно, химический анализ не показал следов какао, хотя на подобной керамике нередко содержались иероглифы, связанные именно с этим напитком.
Исследователи отметили, что в качестве подношения у майя из Копана использовался напиток на основе кукурузы. Возможно, он представлял собой атоле или чичу. Кроме кукурузы в качестве вторичного сырья для приготовления напитков использовались маниок и перец чили, причем последний мог быть не только специей, но и обладать символическим значением, обозначая мужчин.