На европейских пляжах находят загадочные "плиты Тжипетира"
В 2012 году женщина прогуливалась по пляжу в Корнуолле, Англия, когда случайно заметила на песке какую-то табличку. При ближайшем рассмотрении она заметила, что на ней написано странное слово. Через несколько недель она обнаружила еще одну табличку на другом пляже. Сама того не зная, она наткнулась на феномен, с которым другие люди сталкиваются по всей Европе на протяжении десятилетий, известный как тайна блоков Тжипетира.
Путешественница по пляжам Трейси Уильямс со своими находками блоков Тджипетира.
Не зная, как резиноподобные плиты могли оказаться на различных пляжах, и озадаченная выбитым на них словом - TJIPETIR - Трейси Уильямс начала исследование происхождения темных, резиновых блоков. В ходе дальнейшего расследования Уильямс выяснила, что Tjipetir (произносится как cheep-a-teer) - это деревня на Западной Яве, Индонезия.
Сейчас деревня носит название Чепетир, но в конце 19-го и начале 20-го века здесь была плантация гуттаперчи. Гуттаперчевые "пластины" изготавливались из камеди дерева Палакиум. Темного цвета каучуковое латексное вещество широко использовалось в производстве таких предметов, как игрушки, мячи для гольфа, вставные зубы, хирургические инструменты, ювелирные изделия, мебель, а также сыграло ключевую роль в разработке подводных телеграфных кабелей. В Малайзии коренное население использовало древесину и камедь этого дерева для изготовления рукояток ножей и тростей задолго до того, как западный мир приспособился к этой технологии.
Индонезийская плантация гуттаперчи конца XIX века со штабелями резиноподобных блоков.
На протяжении десятилетий люди находили таблички с надписями на пляжах Великобритании, Германии, Франции, Испании, Нидерландов и Швеции. Но оставался вопрос: как эти плиты попали из Индонезии на пляжи Европы? Ответ до сих пор не определен, но есть предположение, что блоки могли попасть в океан в 1912 году, поскольку в грузовом манифесте печально известного затонувшего судна "Титаник" были указаны плиты из гуттаперчи и тюки каучука.
Гравюра обреченного "Титаника" примерно 1912 года, на борту которого, согласно грузовому манифесту, находились блоки Tjipetir
В качестве альтернативы, таблички могли взяться с другого затонувшего судна - японского пассажирского судна "Миядзаки Мару". Считается, что судно "Миядзаки Мару" перевозило резиновые пластины из Иокогамы в Лондон, но было потоплено торпедой немецкой подводной лодки в мае 1917 года. В действительности, пластины могли быть извлечены из любого количества затонувших судов, всплывая на поверхность, когда затонувшее грузовое судно разрушалось внизу.
Может ли злополучное судно "Миядзаки Мару" быть источником блоков Tjipetir?
Поскольку плавающим обломкам требуется около 25 лет, чтобы обойти весь мир через течения, может оказаться невозможным подтвердить истинность происхождения блоков Tjipetir, которые к настоящему времени находятся в море уже более ста лет. Поскольку они являются натуральным продуктом, со временем блоки разрушатся и в конце концов вернутся к природе.
Резиновые пластины с завода Tjipetir не считаются простым мусором для тех, кому посчастливилось на них наткнуться, но их новые владельцы относятся к ним с особым уважением. Марина де Хесус на странице сообщества "Тайны Тджипетира" в Facebook назвала эти маловероятные кусочки истории "сказочным подарком океана".
Несомненно, плиты будут и дальше извлекаться с пляжей любопытствующими, и будут служить для объединения людей в истории. Однако многие плиты из Тджипетира так и останутся ненайденными, путешествуя по морям и время от времени приплывая к берегу, чтобы вернуться в воды под действием приливов и отливов.