/ Новости сайта / Космос / Астрономы наблюдают в нашем небе вспышку джета черной дыры в 16 раз шире, чем полная Луна
30.12.2021

Астрономы сделали захватывающее радиоволновое изображение, на котором видно, как ближайшая к нам радиоактивная черная дыра извергает массивные струи плазмы, которые более чем в 16 раз превышают размер полной Луны в нашем небе.

Сверхмассивная черная дыра расположена в центре галактики Центавр А на расстоянии около 12 миллионов световых лет.

Черная дыра имеет потрясающую массу около 55 миллионов Солнц, но на снимке ее не видно. Она находится в небольшом пустом пятне в центре двух долей, похожих на крылья бабочки.

Если смотреть с Земли, как на этой фотографии, то плазма, извергающаяся из черной дыры Центавра А, простирается на восемь градусов по небу, что соответствует длине 16 полных лун, расположенных рядом друг с другом.

Если это недостаточно безумно, подумайте вот о чем: эти точки на заднем плане снимка - не звезды. Это радиогалактики, подобные Центавру А, только расположенные гораздо дальше.

И сама галактика не полностью видна на этом изображении, потому что длина радиоструй составляет более миллиона световых лет и простирается далеко за пределы Центавра А.

Конечно, эти "радиопузыри" плазмы, как их называют, не видны человеческому глазу. Это было бы чертовски впечатляюще (но и немного жутко), если бы они были видны.

Они видны на этой фотографии после того, как излучение радиоволн было зафиксировано телескопом Murchison Widefield Array (MWA), расположенным в изолированной части Западной Австралии, вдали от других радиопомех. Это первый раз, когда мы смогли увидеть их в таких подробностях.

Это особенно здорово, когда понимаешь, что плазма в этих гигантских пузырях движется со скоростью, близкой к скорости света, когда она выбрасывается наружу, поскольку черная дыра Центавра А всасывает близлежащую материю.

"Эти радиоволны исходят от материала, всасываемого в сверхмассивную черную дыру в центре галактики", - говорит астроном Бенджамин Маккинли из Университета Кертина в Западной Австралии.

"Предыдущие радиообзоры не могли справиться с чрезвычайной яркостью струй, и детали более крупной области, окружающей галактику, искажались, но наше новое изображение преодолевает эти ограничения".

Изображение не просто поражает воображение - исследование, которое прилагается к нему, фактически добавило поддержку новой модели, известной как "хаотическая холодная аккреция" или CCA.

"В этой модели облака холодного газа конденсируются в галактическом гало и обрушиваются на центральные области, питая сверхмассивную черную дыру", - говорит астрофизик Массимо Гаспари из Национального института астрофизики Италии.

"Спровоцированная этим дождем, черная дыра энергично реагирует, выбрасывая энергию обратно через радиоструи, которые раздувают впечатляющие лепестки, которые мы видим на снимке MWA". Это исследование - одно из первых, в котором так подробно изучается многофазная "погода" ОСО во всем диапазоне масштабов".

MWA состоит из 4096 паукообразных антенн, протянувшихся на километры и организованных в 256 решеток, известных как "плитки".

Исследование было опубликовано в журнале Nature Astronomy.

alsm74 30.12.2021 09:45 [Материал]

Как вообще что-либо может покидать черную дыру??? А как же горизонт событий?