Первый крестовый поход: грабеж или освобождение?
27 ноября 1095 года папа римский Урбан II провозгласил Первый крестовый поход. Официально целью походов считалось освобождение Палестины от неверных и возвращение христианам гроба Господня в Иерусалиме. Однако, как выяснилось позже, на самом деле дело шло не о Гробе, а о грабеже.
В то время в Европе помимо перманентных феодальных войн, добавились и другие бедствия: масштабные наводнения, эпидемии, семь неурожайных лет подряд. Кроме того, в сословии рыцарей – низшем в феодальной иерархии – появилось большое количество молодых людей, обученных военному делу, но не имевших средств для достойной жизни. В основном это были младшие сыновья знатных родов, которые в условиях единонаследия не получали земель и прочих богатств своих родителей.
"Война – это бедствие, но еще большее бедствие – мир, основанный на лжи" - А. Эйнштейн.
Призыв папы услышали не только рыцари, но и простой народ. Городская беднота и крестьяне отправились за "медом и молоком" в Иерусалим. Причем, большинство из них никогда не держало в руках оружия и не имело никакого представления о том, где и как далеко находится Святая Земля. Дело доходило до курьезов. У стен южных европейских городов странные люди с крестами на одежде, обращались к встречным с вопросом: "Скажите, этот город – Иерусалим?"
Несмотря на все трудности и невероятные потери, крестоносцы добрались до Палестины. Однако, вместо того чтобы освободить Святую Землю, они начали грабить и убивать мусульманских жителей. В ходе крестовых походов были уничтожены целые города и селения. Один из участников крестового похода Раймонд де Агильон писал: "Мы убивали их (мусульман) так, что кровь текла по улицам и площадям города… В тот день мы убили более 10 тысяч человек".
Кроме того, в 1212 году из Германии в Италию направилось войско из 25 тысяч детей и подростков. С Апеннин они хотели добраться до Палестины. Но местные купцы и взрослые крестоносцы предоставили детворе корабли, которые отправили их не в Палестину, а в Алжир и Египет. Причем, все это делалось при полном попустительстве Рима. Несколько сотен детей-крестоносцев побывали в Святой Земле – в оковах и с веревками на шее.
Таким образом, Первый крестовый поход стал не только символом религиозной войны, но и примером жестокости и бесчеловечности. Как правильно заметил американский историк Уильям Ширер: "Крестовые походы были одним из самых трагических явлений в истории человечества".
"Крестовые походы были не столько религиозными войнами, сколько националистическими и экономическими" - Роберт Фоссье, французский историк.
В 2001 году археологи обнаружили останки крестоносцев в Израиле. Оказалось, что многие из них погибли не от рук мусульман, а от болезней, голода и жажды.
"Крестовые походы были результатом сочетания религиозной и политической пропаганды. Они не принесли никаких реальных выгод для христианского мира, а только увеличили страдания и разрушения" - Джеймс Макфарланд, профессор истории.