/ Новости сайта / Космос / Открыта первая каменистая экзопланета с атмосферой!
04.05.2023

Открыта первая каменистая экзопланета с атмосферой!

Экзопланета GJ 486 b - это загадочный и удивительный мир, который находится на расстоянии 26 световых лет от Земли. Эта планета примерно на 30% больше Земли и в три раза массивнее, что делает ее скалистой и с более сильной гравитацией, чем у нашей планеты. Она движется по орбите родительской звезды за 1,5 земных дня и находится слишком близко к своей звезде, чтобы быть в обитаемой зоне. Температура поверхности более 450 градусов по Цельсию, что делает ее непригодной для жизни.

Но наблюдения космического телескопа «Джеймс Уэбб» показывают наличие водяного пара в атмосфере этой экзопланеты. Это было неожиданным открытием, потому что водяной пар может быть как следствием наличия атмосферы на планете, так и результатом процессов, происходящих на самой звезде-хозяине.

Команда астрономов провела наблюдения двух проходов планеты по диску звезды, каждый из которых длился около часа. Затем они использовали три различных метода для анализа полученных данных и все они дали похожие результаты - «Джеймс Уэбб» видит водяной пар. Но чтобы установить, что это именно атмосфера планеты, а не звездного пятна, потребуются дополнительные наблюдения на более коротких инфракрасных волнах.

Красные карлики являются самыми распространенными звездами во Вселенной, и каменистые экзопланеты, вероятно, будут обнаружены на орбитах таких звезд. Но орбита планеты должна проходить достаточно близко к звезде, чтобы вода на ней не замерзала. Красные карлики выделяют ультрафиолетовое и рентгеновское излучение, которое может разрушить атмосферу планеты. Поэтому один из главных вопросов в астрономии заключается в том, может ли каменистая планета сохранить или восстановить атмосферу в таких суровых условиях.

Если водяной пар, который был обнаружен на GJ 486 b, связан с планетой, то это означает, что у нее есть атмосфера, несмотря на палящую жару. Это первое надежное обнаружение атмосферы на каменистой экзопланете. Но даже если это звездное пятно, а не атмосфера планеты, это все равно интересный феномен, который может помочь ученым лучше понять процессы, происходящие на красных карликах и их планетах.

GJ 486 b - это только одна из множества экзопланет, которые мы еще не исследовали. Каждая новая находка может помочь расширить наши знания о Вселенной и возможности для жизни в других мирах.