/ Новости сайта / Космос / Первый случай обнаружения водяного пара в атмосфере каменистой экзопланеты
11.05.2023

Первый случай обнаружения водяного пара в атмосфере каменистой экзопланеты

Телескоп "Джеймс Уэбб" обнаружил водяной пар в атмосфере планеты в другой звездной системе. Если это подтвердится, то это первый случай обнаружения водяного пара в атмосфере каменистой экзопланеты. Однако, пока есть причины для сомнений в достоверности открытия.

Астрономы пытаются определить, является ли водяной пар свидетельством присутствия атмосферы на этой планете. Если это так, то это станет первым открытием наличия атмосферы вокруг скалистой экзопланеты.

Красные карлики – самые распространенные звезды во вселенной. Экзопланеты, обнаруженные в "обитаемой зоне", находятся на близком расстоянии от красных карликов, потому что они не такие теплые, как Солнце. Однако, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение, испускаемое красными карликами, способно разрушать хрупкие слои газа, поэтому ученые задаются вопросом, могут ли скалистые планеты, вращающиеся вокруг них, поддерживать или восстанавливать атмосферу.

Астрономы изучали горячую скалистую экзопланету GJ 486 b с помощью телескопа "Джеймс Уэбб". Эта планета примерно на 30% больше Земли и имеет гораздо более мощную поверхностную гравитацию, чем Земля. Планета находится настолько близко к своей материнской звезде, что она совершает один оборот вокруг нее каждые 1,5 земных дня, и ее поверхность нагревается до температуры 430 градусов по Цельсию.

Хотя планета слишком горячая, чтобы быть обитаемой, ученым удалось обнаружить признаки водяного пара в ходе наблюдений за GJ 486 b с помощью спектрографа ближнего инфракрасного диапазона "Уэбба". Это может стать первым открытием атмосферы вокруг скалистой экзопланеты.

"Это очень важное открытие, потому что оно показывает, что мы можем обнаруживать атмосферы скалистых экзопланет, которые находятся в зоне обитаемости", - говорит Джонатан Форд, астроном из Университета Колорадо в Боулдере.

"Не спеши верить, проверь дважды".

"Мы находимся в золотой эпохе исследования экзопланет, и открытие атмосферы вокруг скалистой экзопланеты может привести к новым открытиям и пониманию того, какие условия могут существовать на других планетах во вселенной", - говорит астроном Дэвид Чарбонно из Университета Макгилла в Монреале.