/ Новости сайта / Космос / На Энцеладе гейзер рекордной силы: как криовулканы помогают изучать Солнечную систему
21.05.2023

Энцелад – один из самых загадочных спутников Сатурна. Его поверхность покрыта льдом, и здесь можно наблюдать уникальные явления – криовулканы, из которых выбрасываются водяные струи. Недавно астрономы обнаружили на Энцеладе гейзер рекордной силы. Что это значит и как это поможет изучать Солнечную систему?

Что такое криовулканы и как они образуются?

Криовулканы – это вулканы, выбрасывающие не лаву, а лед и другие ледяные материалы. Они образуются на тех планетах и спутниках Солнечной системы, где температура на поверхности ниже точки замерзания воды. Под землей или льдом накапливается жидкая вода или другие ледяные материалы, которые под давлением начинают выбрасываться на поверхность через трещины.

Криовулканы встречаются на разных объектах Солнечной системы. Например, на Юпитере и его луне Европе, на Нептуне и его луне Тритоне, на далеком карликовом планете Плутоне и его спутнике Хароне. Но самые известные криовулканы – на спутниках Сатурна, таких как Энцелад, Титан и Иапет.

Что такое гейзеры на Энцеладе?

Энцелад – один из самых интересных спутников Сатурна. Его поверхность покрыта льдом, а на ней можно наблюдать многочисленные трещины и гряды холмов. В 2005 году аппарат Cassini обнаружил на Энцеладе гигантский гейзер Enceladus Plume – выброс водяных струй из криовулканов.

В 2014 году астрономы обнаружили на Энцеладе еще один гейзер, который получил название Enceladus South Polar Stripes. Он расположен на южном полюсе спутника и выбрасывает водяные струи на высоту до 200 км над поверхностью.

В 2018 году ученые из НАСА обнаружили на Энцеладе гейзер рекордной силы. Он получил название Big Bertha и выбрасывает водяные струи на высоту до 500 км над поверхностью. Это самый мощный гейзер, когда-либо зарегистрированный на Энцеладе.

Как гейзеры помогают изучать Солнечную систему?

Изучение гейзеров на Энцеладе помогает ученым лучше понимать процессы, происходящие на других объектах Солнечной системы. Водяные струи, выбрасываемые из криовулканов, содержат много информации о химическом составе внутренних слоев спутника. Анализ этих данных позволяет сделать выводы о том, как формировалась и эволюционировала Энцелада.

Кроме того, изучение гейзеров помогает ученым искать следы жизни на других планетах и спутниках Солнечной системы. Водяные струи могут содержать органические молекулы – основу жизни, которые могут быть обнаружены аппаратами, отправленными на исследование других объектов.

alsm74 22.05.2023 08:11 [Материал]
Ничего удивительного - там гравитация очень маленькая, отсюда и такие гигантские цифры.