/ Новости сайта / Космос / Открыта двойная звездная система с планетой, похожей на Татуин из "Звездных войн"
14.06.2023

Это стало возможным благодаря международной команде астрономов, которые обнаружили систему TOI-1338, состоящую из двух звезд-близнецов и экзопланеты TOI-1338b, вращающейся вокруг них. Система находится примерно в 1320 световых годах от Земли, в созвездии Живописца.

Эта система стала лишь второй известной науке планетарной системой, в которой одна планета вращается сразу вокруг звезд-близнецов. А до этого была известна лишь вымышленная планета Татуин, показанная во франшизе "Звездные войны". Она обладала двумя солнцами.

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy. Астрономы использовали возможности Европейской южной обсерватории, в том числе Очень Большого Телескопа, расположенного в пустыне Атакама в Чили, чтобы подтвердить факт существования планеты и провести наблюдения, которые позволили бы вычислить ее характеристики.

Для этого ученые пытались определить массу TOI-1338b, но не смогли добиться этого. Однако вместо этого они обнаружили еще одну планету в этой системе. Новооткрытый мир называется BEBOP-1c, по названию исследовательского проекта. Планета оказалась газовым гигантом, масса которого примерно в 65 раз превышает массу Земли и примерно в пять раз уступает массе Юпитера. Он вращается вокруг своих звезд на расстоянии около 0,79 астрономической единицы. Ей требуется около 215 дней, чтобы совершить оборот вокруг двух своих солнц.

Для сравнения, вышеуказанная планета TOI-1338b находится примерно в 0,46 астрономических единицы от своих звезд, и для обращения вокруг них ей требуется около 95 дней. Это позволило предположить, что ее масса не более чем в 22 раза превышает массу Земли.

Важно отметить, что обнаружение этой системы помогает ученым лучше понять процессы формирования планет в двойных звездных системах. Как отмечают астрономы, такие системы являются довольно сложными и могут оказывать влияние на формирование планет.

"Эта система TOI-1338 демонстрирует, что планеты могут образовываться в двойных звездных системах, несмотря на их сложность", - говорит Эндрю Лагергрен, астроном из Университета Калифорнии в Санта-Крузе.

Исследование TOI-1338 также помогает ученым лучше понимать, как работает метод транзитной фотометрии, который используется для обнаружения экзопланет. Этот метод заключается в том, что астрономы измеряют изменения яркости звезды, которые могут указывать на наличие планеты, проходящей перед ней. В случае TOI-1338 этот метод был особенно сложен из-за двойной звездной системы, но ученым удалось справиться с задачей.

"TOI-1338 является примером того, как метод транзитной фотометрии может быть использован для обнаружения планет в двойных звездных системах", - говорит Лагергрен.

Таким образом, открытие двойной звездной системы TOI-1338 с экзопланетой TOI-1338b и газовым гигантом BEBOP-1c стало большим шагом в изучении планетарных систем и процессов их формирования. Это позволяет ученым лучше понимать природу Вселенной и ее возможности.