/ Новости сайта / Наука и Технологии / Новый тип клеток с «программой» самоуничтожения обнаружен в эмбрионах человека
22.06.2023

Новый тип клеток с «программой» самоуничтожения обнаружен в эмбрионах человека

Ученые из Университета Бата обнаружили новый тип клеток в эмбрионах человека, которые имеют «программу» самоуничтожения в течение нескольких первых дней развития. Это открытие может помочь в понимании процессов, которые происходят в первые дни жизни эмбриона и как они влияют на здоровье будущего ребенка.

Исследователи проанализировали данные об активности генов клеток 5-дневных эмбрионов и обнаружили, что около четверти клеток не соответствовали профилю ни одного из известных типов клеток. При дальнейшем исследовании они выявили, что эти клетки содержат молодые мобильные элементы, или транспозоны, которые могут перемещаться по геному и вызывать повреждения ДНК.

Однако более длительное наблюдение показало, что потомки этих клеток имеют повреждения ДНК и подвергаются процессу запрограммированной гибели клеток. По мнению авторов исследования, это является проявлением защиты ДНК. «Хотя мы (организм людей) пытаемся подавить эти транспозоны любыми возможными способами, на очень раннем этапе развития они активны в некоторых клетках, вероятно, потому, что мы не можем достаточно быстро установить генетическую защиту», — говорят авторы.

Ключевые клетки, которые станут эмбрионом, не содержат транспозоны, а вместо этого экспрессируют вирусоподобный ген, называемый эндогенным вирусом человека H. Он помогает подавить молодые мобильные элементы в основной клеточной массе.

Это открытие может помочь в понимании процессов, которые происходят в первые дни жизни эмбриона и как они влияют на здоровье будущего ребенка. Также это может привести к разработке новых методов лечения заболеваний, связанных с повреждениями ДНК.