/ Новости сайта / Космос / Черная дыра в нашей галактике не такая сонная, как думали астрономы
25.06.2023

Черная дыра в нашей галактике не такая сонная, как думали астрономы

Черные дыры всегда были объектом интереса для астрономов, но их природа остается загадкой. Одна из самых изученных черных дыр - Стрелец A* (Sgr A*) - находится в центре нашей галактики Млечный Путь и до недавнего времени считалась бездействующей. Однако новое исследование, опубликованное в журнале Nature, показывает, что Sgr A* не так бездействует, как считалось ранее.

Исследователи из разных стран обнаружили, что около 200 лет назад черная дыра проснулась, чтобы сожрать несколько близлежащих космических объектов, и потом снова заснула. Космическая обсерватория НАСА IXPE зафиксировала рентгеновское эхо этого мощного всплеска активности. Как отмечают исследователи, Sgr A* всегда рассматривалась как бездействующая черная дыра.

Сверхмассивная черная дыра Стрелец A* в четыре миллиона раз массивнее Солнца. Она находится на расстоянии 27 000 световых лет от Земли, в центре спирали Млечного Пути. В прошлом году астрономы опубликовали первое в истории изображение черной дыры - или, скорее, светящегося кольца газа, окружающего ее черноту.

По словам Фредерика Марина, исследователя из Страсбургской астрономической обсерватории Франции и первого автора исследования, большинство сверхмассивных черных дыр, расположенных в центре своих галактик, впадают в спячку после того, как поглотят всю близлежащую материю. Однако Sgr A* вышел из спячки и поглощал газ и пыль, которым не повезло оказаться в пределах его досягаемости. Его неистовство продолжалось от нескольких месяцев до года, прежде он снова впал в спячку.

Когда черная дыра была активна, она была по меньшей мере в миллион раз ярче, чем сегодня. Ее пробуждение было заметно, потому что близлежащие галактические молекулярные облака начали испускать значительно больше рентгеновского света. Всплеск рентгеновского излучения был таким, "как если бы одинокий светлячок, спрятавшийся в лесу, внезапно стал таким же ярким, как солнце", - говорится в заявлении французского исследовательского агентства CNRS.

Астрономы, использующие космическую обсерваторию НАСА IXPE (Imaging X-ray Polarimetry Explorer), отследили рентгеновский луч и обнаружили, что он указывает прямо на Sgr A*. Гравитационное притяжение черных дыр настолько сильно, что ничто не может вырваться наружу, включая свет. Но когда материя всасывается за конечную границу черной дыры, известную как горизонт событий, она выделяет огромное количество тепла и света, прежде чем исчезнуть во тьме.

Что именно заставило Sgr A* ненадолго выйти из своего спящего состояния, остается неясным. Может быть звезда или облако газа и пыли подошли слишком близко? Астрономы надеются, что дальнейшие наблюдения из обсерватории IXPE помогут им лучше понять, что произошло.