/ Новости сайта / Наука и Технологии / Открытие магниточувствительных бактерий на дне Марианского желоба: ключ к пониманию происхождения жизни на Земле и других планетах
28.06.2023

Научное сообщество вновь поражено открытием, которое может изменить наше представление о возможности существования жизни в самых экстремальных условиях. Исследователи из Токийского университета обнаружили магниточувствительные бактерии на дне Марианского желоба, самой глубокой точке океана. Это открытие подтверждает, что эти микроорганизмы, способные реагировать на магнитное поле Земли, могут существовать не только в наземных и мелководных средах, но и в глубинах океана.

Магнитотактические бактерии, как их называют ученые, обладают особыми структурами, называемыми магнитосомами. Эти кристаллы железа, окруженные защитной мембраной, позволяют бактериям ориентироваться по силовым линиям магнитного поля Земли. Таким образом, они становятся своего рода живыми компасами, способными определить направление на север или юг. Кроме того, эти бактерии играют важную роль в цикле обмена жизненно важными элементами, такими как углерод, азот и фосфор.

Для обнаружения и изучения этих бактерий исследователи использовали дистанционно управляемый аппарат HYPER-DOLPHIN, который смог добыть образцы непосредственно из жерла гидротермального источника на глубине 2,7 тысяч метров. Это позволило ученым получить ценные данные о приспособленности этих микроорганизмов к экстремальным условиям.

Глубоководные гидротермальные источники являются не только уникальной средой для обитания различных морских организмов, но и потенциальным аналогом условий на других планетах. Особенно интересно, что среда, где были обнаружены магнитотактические бактерии, очень похожа на ту, которая, предположительно, существовала на Марсе 3 миллиарда лет назад, когда на его поверхности еще была вода. Это открывает новые перспективы для изучения возможности существования жизни на других планетах.

Один из авторов исследования, Йохей Сузуки, подчеркнул, что устройство магнитосом у этих бактерий оказалось очень примитивным. Это указывает на то, что они мало изменились за многие тысячелетия и могут быть родственными предкам магнитотактических бактерий, появившимся на Земле около 3,5 миллиарда лет назад. Таким образом, эти микроорганизмы представляют собой ценный артефакт, помогающий нам понять происхождение жизни на Земле и возможные формы жизни на других планетах.

Открытие магниточувствительных бактерий на дне Марианского желоба имеет огромное значение для науки и может стать ключевым шагом в понимании происхождения жизни на Земле и других планетах. Это открывает новые горизонты для исследования экстремофильных организмов и их приспособленности к различным условиям. Кроме того, данное открытие может иметь важные практические применения в области биотехнологии и медицины.