/ Новости сайта / Космос / Квазары ранней Вселенной: новые открытия и загадки
29.06.2023

Квазары ранней Вселенной: новые открытия и загадки

Квазары – это сверхмассивные черные дыры, которые питаются с такой скоростью, что их окружение становится ярким и затмевает собой родительские галактики. Но что происходит внутри этих галактик и как они формируются? Недавние наблюдения с помощью космического телескопа JWST позволяют астрономам увидеть самые далекие квазары в ранней Вселенной и получить новые данные о галактиках, в которых они возникли.

Два изучаемых квазара – J2236+0032 и J2255+0251 – находятся на расстоянии 870 и 880 миллионов световых лет соответственно. Это не самые яркие квазары, но именно это позволило исследователям использовать JWST для измерения звездного света в окружающих галактиках. С помощью этих данных команда смогла оценить звездную массу галактик – 130 и 34 миллиарда солнечных масс соответственно. Вес сверхмассивных черных дыр в этих галактиках составляет 1,4 миллиарда и 200 миллионов масс Солнца.

Интересно, что соотношение между массой звезд и массой сверхмассивной черной дыры в этих галактиках соответствует тому, что мы наблюдаем в локальной вселенной. Это озадачивает ученых, так как они не знают, существует ли эта связь из-за одинаковых процессов роста звезд и черных дыр или потому, что они влияют друг на друга.

Однако сам факт того, что эти отношения возникают уже на таком раннем этапе развития Вселенной, вызывает еще больше вопросов. Как сверхмассивные черные дыры могли стать такими большими за такой короткий период времени? Существует ли еще более ранний период, когда эти отношения были верными? Или они нарушились, когда Вселенная была гораздо моложе?

Наблюдения JWST – это только начало более глубокого исследования таких удаленных источников. В ближайшем будущем планируется изучение еще десяти квазаров, а команде было предоставлено время для подробного изучения родительской галактики J2236+0032.

Исследование, в котором описаны эти новые открытия, опубликовано в журнале Nature [источник]. Ученые надеются, что дальнейшие наблюдения и анализ данных помогут раскрыть больше загадок о ранней Вселенной и процессах, приводящих к формированию квазаров и черных дыр.