/ Новости сайта / Наука и Технологии / В Сибири 100 миллионов лет назад море было теплее, чем сегодня
22.06.2023

В Сибири 100 миллионов лет назад море было теплее, чем сегодня

Ученые Санкт-Петербургского университета, Геологического Института РАН, Зоологического института РАН и Карлова университета провели исследование остатков древних рептилий, найденных на территории севера Восточной Сибири. Их выводы показали, что в поздний меловой период, примерно 100 миллионов лет назад, средняя температура морской воды была значительно выше и примерно соответствовала температуре воды в современном Средиземном море. Это подтверждается находками теплолюбивых рептилий в море.

Остатки древних рептилий были найдены в долине реки Пясина на севере Красноярского края во время экспедиций, организованных сотрудниками Геологического института РАН в 2021 и 2022 годах. Найденные кости принадлежали плезиозаврам, мозазаврам и черепахам — рептилиям позднего мелового периода. Плезиозавры были рептилиями, которые при плавании использовали сразу четыре ласта, что не встречается у современных рептилий: черепах, крокодилов, ящериц и других. Древние представители этого класса животных достигали 20 метров в длину и были важной частью мезозойской фауны.

В результате детального изучения остатков ученым удалось установить, что на севере Западно-Сибирского моря, находившегося на территории, где ученые обнаружили костные остатки морских рептилий, в позднемеловое время существовали типичные для других регионов этого времени представители двух семейств плезиозавров. Это короткошеие Polycotylidae и гигантские длинношеие Elasmosauridae. Помимо костей взрослых особей, были обнаружены также остатки детенышей плезиозавров и фрагменты панцирей древних черепах.

Изотопный анализ показал, что температура воды в верхнемеловую эпоху в данном регионе составляла 14–16 °C. Это значительно теплее, чем в настоящее время. Палеонтологи СПбГУ утверждают, что это свидетельствует о том, что климатические условия на Земле меняются и что даже в северных регионах климат был значительно теплее в прошлом.

Эта находка стала еще одним доказательством того, что изменение климата на Земле происходит не только сейчас, но и происходило в прошлом. Изучение климатических изменений в прошлом может помочь ученым лучше понять, как изменится климат в будущем.

Палеонтологи СПбГУ имеют большой опыт изучения древних животных по сохранившимся остаткам. В конце 2022 года международная группа исследователей, в которую вошли специалисты Санкт-Петербургского университета, раскопала в горных породах Шотландии остатки доисторической хвостатой амфибии юрского периода. Оказалось, что это второй в мире и самый древний целый скелет саламандры, который когда-либо удавалось обнаружить. Позднее ученые из Санкт-Петербургского университета вместе с коллегами из Испании и Португалии изучили обнаруженные ранее в Португалии ископаемые остатки крокодиломорфа Portugalosuchus. Выяснилось, что данный вид, живший около 100 миллионов лет назад, является одним из древнейших предков современных крокодилов.

topzz 22.06.2023 14:20 [Материал]
У них датировки всё время сказочные. 200 лет назад в Москве и Питере пальмы росли.